Сочинение на тему Шукшин "Чудик".

Интересные факты
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 23 апр 2018, 12:02
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сочинение на тему Шукшин "Чудик".

Сообщение Admin » 11 июн 2019, 01:10

Тема: Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему. По рассказу Шукшина "Чудик".

Изображение


"- А где же люди? В пустыне так одиноко...
- Среди людей тоже одиноко ."

Антуан Десент-Экзапюри ,"Маленький Принц"

Изображение

Знаете ,сегодня мне довелось по бывать сразу в двух амплуа - слушателем, и путешественницей во времени –в виде рассказа от лица самого Василия Шукшина, на страницах именитого произведения " Чудик ",датированного 1967 годом, Это так завораживает, когда с сюжетом тебя знакомит сам автор, он встретил меня по-свойски просто. Поздоровалась я с ним символичным рукопожатием за ладони –книжных страниц ,от которых исходил пряный и выдержанный годами аромат- в библиотечном чреве. Мои глаза с упованием заслушались читать данную историю, которую автор повествовал с богемной хрипцой между страниц,а между строк доносился перерывочный звук самокрутки превращающейся в цигарку, которую Василий Макарович выкуривал знатно в пунктуационном обороте речи для еще пущей реалистичности происходящих событий в рамках бумажной исповеди через монолог .Слушала его с замиранием в сердце .Я не могла не поделиться с вами с этой на первый взгляд пустяковой историей ,которая для меня стала символом грубого не понимания и недопонимания, как межличностного масштаба так и общества в целом , что в принципе актуально и в наше время .
И, так позвольте представить и вашему вниманию его величество -«Чудик»….. Кто же он такой, этот чудик? Он получил свое прозвище за то, что с ним постоянно что-то случается и он влипает в какие-то истории: "Жена называла его - Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные. О внешности героя известно следующее:
«...Чудик пытался строго смотреть круглыми иссиня -белыми глазами». Писатель только в конце данного рассказа приоткрывает нам с вами истинное имя и фамилию своего героя, оказывается, что настоящее имя Чудика - :
"Звали его - Василий Егорыч Князев." Вообще, имя - это личное название человека, даваемое
при рождении. Но получается, что об имени, даваемом при рождении,
говорит только автор. Другие же персонажи называют "чудика" таким именем, по ассоциациям
которые возникают после общения с ним.
Номинация чудик является ключе¬вой в рассказах писателя.
В Словаре языка Василия Шукшина эта лексе¬ма толкуется
традиционно:
"Чудик... Странный, несуразный человек, чу¬дак".
Однако, функционируя в тексте художественного произведения,
сло¬во становится многозначным, расши¬ряет свои границы и
постепенно перерастает в символ.
Сам себя же Чудик называет Васяткой, хотя для взрослого мужчины уместнее было бы называть себя Василием или Васей:

В аэропорту он пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Но ,телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми.
Чудик любит сыщиков и собак. В детстве он мечтал быть шпионом: "Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом ." Работает Князев киномехаником в сельском кинотеатре. Совесть - главная черта характера «чудика». Ему всегда стыдно, совестно, неловко от сознания неправоты или чувства стеснения.
Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.
Чудик гордится тем, что является сельским жителем, так как, по его мнению, почти все знаменитые люди вышли из деревни: "Тут и Чудика задело за живое. - А в чем дело, вообще-то?- громко спросил он, не брата, кого-то еще. - Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в черной рамке, так

смотришь - выходец из деревни." Чудик любит деревенскую жизнь, чистый деревенский воздух и т.д.: "Деревня, видите ли!.. Да там один воздух чего стоит!" (Чудик о чистом воздухе в деревне) "Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле - в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: Тополя-а а, тополя а..." Чудик и его брат Дмитрий не понимают, зачем городские жители "мучают" своих детей, заставляя их заниматься фигурным катанием, музыкой и т.д.: "- А ведь сама из деревни! - как-то тихо и грустно изумился Дмитрий. А вот... Детей замучила, дура одного на пианинах замучила, другую в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а - не скажи, сразу ругань. - Ммх!..- опять возбудился Чудик."
Наш Василий- добрый, честный, отзывчивый, нежадный человек, но окружающие не всегда понимают его поступки:

"Лысый читатель искал свою искусственную челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать. - Эта?!- радостно воскликнул он, И подал. У читателя даже лысина побагровела. - Почему обязательно надо руками трогать?- закричал он шепеляво. Чудик растерялся ."
"Чудик решил пока накупить подарков племяшам - конфет, пряников..."


Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, «правильных» людей. Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения вовсе нет..При этом сам Чудик страдает от своей неуклюжести и чудаковатости, но не может ничего изменить:
"Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъясняла жена..."
"Да почему же я такой есть-то?- вслух горько рассуждал Чудик ."
" Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются. - Да почему же я такой есть-то? - горько шептал он, сидя в сарайчике ." Герой рассказа живет по зову сердца, не страдает притворством и делает все по велению души. Так например, однажды Чудик находит в магазине 50 рублей :
«Хорошо живете, граждане! У нас, например, такими бумажками не швыряются», как честный человек, оставляет деньги на прилавке. Вскоре он обнаруживает, что это были его собственные деньги, но понимает, что ему никто не поверит. В итоге Чудик так и не решается потребовать деньги назад:
"Что-то глянул на полу-то, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка "
"Моя была бумажка-то!- громко сказал Чудик . После этого он так и не смог пересилить себя, чтобы забрать проклятую бумажку. Пришлось возвращаться домой, снимать деньги с книжки и вторично отправляться в путь.Этот эпизод имеет реальную жизненную основу. Весной 1967 года Шукшин был в командировке в Бийске, зашел в магазин, нашел пятидесятирублевую бумажку и отдал ее как кем-то потерянную, а потом хватился, но вернуться за ней в магазин постыдился.
Также Чудик однажды решает сделать приятное своей снохе (жене брата): он разрисовывает красками детскую коляску. Сноха приходит в бешенство от странного подарка и выгоняет Чудика из дома. При этом Чудик не винит себя за то, что своим "сюрпризом" создал снохе проблемы. Напротив, он приходит к выводу, что сноха просто не понимает народное творчество:
"...стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. "Эге!- подумал Чудик.- Разрисую-ка я ее".

Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено; коляску не узнать. Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся."
"Чтоб завтра же этого дурака не было здесь!- кричала Софья Ивановна.- Завтра же пусть уезжает!"
"Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного творчества." -Так Чудик обмолвился об реакции снохи. Чудик считает свою жену и сноху (жену брата) "психами" и "злыми" за то, что у те не разделяют его взгляды и не понимают его чудаковатости:
"Брось, не расстраивайся. Не надо. Никакие они не злые, они - психи. У меня такая же." (Говорит Василий- брату о своей жене)
Ни ему

самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал...
Для Василия Егорыча была странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика. Страшно ,что Князев был одинок среди множества окружающих его людей, на фоне полного отсутствия- понимания . От которого душа у Князева болит, высыхает, неладно, и худо на душе становится у него.

Рассказ Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда мне Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Вовсе нет, мне обидно, что многие окружающие люди воспринимают его непосредственность как глупость, а ведь он моральный художник со своими кисточками и красками ,просто ему требуются души-полотна которые умели проявлять его холсты ,манеры мазков,и контраст палитры,и игру теней бегущих мыслей по волнам фантазий....
Автор ставит своего героя, человека доброго и совестливого, в условия, требующие всех душевных запасов добра и стойкости, чтобы не сломаться, не разувериться, видя, что ультрасовременная нахрапистая дрянь якобы и есть лицо нашего времени, а совесть и порядочность будто бы безнадежно устарели. Несмотря на свою "простоту", Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни "прав, кто умнее? " И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, "чудиком".Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. "Нравственность — есть правда", — так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была. Главная мысль данного сюжета : русский народ всегда очень позитивно относился к своим чудикам, потому что в русской культуре отличаться от других никогда не значило быть отвергнутым или забытым. Искренняя любовь народа к святым, к юродивым, к людям, не похожим на остальных, - это часть нашего генетического кода. Вот лично не кажется, что каждый человек, который отличается сейчас от остальных добротой и наивностью, в какой-то степени тоже чудик, и не важно, из города он или из деревни.Смысл этого рассказа в том, что такие люди, как Чудик, украшают жизнь, ибо с их появлением изгоняется пошлость, равнодушие. Не зря ведь П.Б.Ганнушкин в своей книге "Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика" писал: "Все самое прекрасное в мире сделано нарциссами. Самое интересное -шизоидами. Самое доброе - депрессивными. Невозможное - психопатами. Здоровые почти не вносят вклад в историю".Лично вот я считаю, что есть место "чудикам". Кормит же наша планета людей, встречая которых невольно задаешься вопросом: "И как таких земля носит?".Так почему же есть место для жизни таких "индивидуумов", а "чудикам" - нет? К тому же, "чудачества" ведь не содержат агрессию, не направлены против социальных норм. "Чудаки" вполне "уживаются" с нормальными людьми.
В завершении своего сочинения хочу сказать, что есть только один верный способ понять людей: он состоит в том, чтобы жить подле них, позволить им самим выражать себя изо дня в день и самим запечатлевать в нас свой облик. Ведь понимать — значит чувствовать. К великому сожалению, но для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с либо с Голгофы, и запечатлеть свою истину страданием, а еще лучше — смертью ,последнее является уделом крайности самых

самоотверженных, и сильно оскорбленных не пониманием и недопониманием. Понимайте ,и чувствуйте и не убивайте копьями равнодушия- в себе романтичного чудика ,и не порицайте чудачества других, порой чудики творческие и талантливые люди . А герой из рассказа Василия Макаровича мог бы стать талантливым художником, но его шедевры искусства не оценили, и не нашло его призвание признания в общественности .Помните :счастье оно в искренности ,и умении слушать ушами разума ,и смотреть глазами души. Нам всем так не хватает моральных прививок уважения, милосердия, понимания в отношении друг друга. Понимать и чувствовать— значит гореть.
Возможно именно поэтому этого боятся «деревянные» люди.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей